"Российская газета" публикует постановление правительства, которое создает электронные реестры жалоб на чиновников.
Правительстве утвердило положение о федеральной государственной
информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного обжалования
решений чиновников. Согласно документу, большая электронная жалобная
книга должна появиться в 2014 году.
Любой начальник порой бывает не прав. Это знают все, кроме, может
быть, самого начальника. Поэтому для простого человека всегда нелегкая
задача - донести свою правду до высокопоставленных умов. К тому же, по
сложившейся чиновничьей практике жалобы часто возвращаются на
рассмотрение тому, на кого, собственно, и жаловались. Разорвать порочный
жалобный круг обычному человеку, не имеющему больших денег, связей или
влияния - пока практически невозможно.
Исправить ситуацию могут электронные системы. Они заставляют
государственные ведомства, а значит, и чиновников, работать в более
открытом режиме. Новые базы данных не позволят гласу вопиющего пропасть
где-то под сукном.
Напомним, сейчас государство активно развивает досудебные процедуры
урегулирования споров гражданина с различными администрациями. Чиновники
постепенно осознают (и хочется верить, что осознают) простую истину:
отфутболивать человека - уже прошлый век. Иногда заворачивать жалобы
оказывается себе дороже: ведь есть еще суд, как бы оптимистично это ни
звучало. Если не дать правды человеку сейчас, он ее может получить через
суд, а тогда компенсации возрастут в разы.
Как рассказывают эксперты, активно внедряет досудебные процедуры
урегулирования споров, например, налоговая служба. В итоге и число
судебных споров, связанных с налогами, снижается. Кстати, в этом году
вступили в силу поправки в закон об организации государственных услуг.
Они подробно прописывают процедуру досудебного и внесудебного
обжалования заявителем решений и действий чиновников. Этими же
поправками и предусмотрено создание федеральной информационной системы
досудебного обжалования.
Подать жалобы можно будет по Сети, причем не только в само ведомство,
но и в многофункциональный центр предоставления госуслуг. Человек,
пославший жалобу, сможет отслеживать в электронной жалобной книге весь
ход дела. Там будет вся необходимая информация: регистрационный номер,
даты передачи жалобы для рассмотрения уполномоченному лицу, подготовки и
согласования проекта решения и его подписания. Сам ответ тоже появится в
базе данных.
Безусловно, бюрократы не так просто избавляются от привычек, считают
эксперты. Отписка, она и в электронной форме может быть отпиской. Но
когда вся работа, а значит, и отписки - на виду, бюрократа легче
призвать к ответу. Единая электронная система должна дисциплинировать
чиновников, а несправедливые ответы по-прежнему можно обжаловать в суде.
Кроме того, в некоторых ведомствах сейчас планируется добавить к
привычным критериям оценки чиновников еще и число поступающих жалоб.
Поэтому выгодней будет работать с людьми по-доброму.
Эта статья является комментарием к: